В последнее время много говорят о студенческих стартапах как о лучшем способе реализовать себя и испытать свои силы в реальном деле.
Более того, сейчас вполне посильно получить стартовое финансирование, например, 1 млн. рублей через грантовый конкурс “Студенческий стартап”. Президентская академия была одним из пионеров развития студенческого предпринимательства, открыв ещё в 2018 году возможность защищать диплом в форме стартапа.
Руководитель магистерской программы “Цифровое и технологическое предпринимательство” Тимофей Головин рассказывает, почему магистратура – это идеальное место для запуска своего стартапа, что будет на самой программе и как на нее попасть. |
|
– Что такое стартап и зачем он студентам?
Есть классическое определение, что это временная организация, которая находится в поиске масштабируемой и повторяемой бизнес модели и действует в условиях крайней неопределенности. Или простыми словами - это потенциальный бизнес, который может сильно выстрелить за счёт того, что предлагает новый продукт, новый подход или что-то ещё инновационное. Примеры бизнеса с очень большими рисками на старте, но потенциально с очень большой отдачей - это Яндекс или мейл.ру, которые запускались небольшими командами, а сейчас являются лидерами ИТ-отрасли. Чтобы начать, нужна команда, и Академия становится идеальным местом для её поиска, особенно на уровне магистратуры, ведь сюда приходят люди с разным бэкграундом - и с управленческим, и с техническим. При этом нужно помнить, что ни один стартап, ставший единорогом (стоимостью больше 1 млрд. долларов США), не был первым бизнесом основателей. В этом плане важно дать студентам шанс не просто потренироваться с первым бизнесом, а сделать его под руководством тех, кто поможет извлечь из этого опыта максимальную пользу, и, возможно, стать исключением из правил, когда и первый бизнес становится успешным.
– Ваша программа с этим помогает?
Да, конечно. Во-первых, сама программа полностью построена на проектной работе и поэтапном создании стартапа. При этом особое внимание мы отводим работе с предпринимательской возможностью, ведь если студенты хватаются за первую попавшуюся идею или (что ещё хуже) берут идею от преподавателя, то проект быстро превращается в профанацию, а команда выгорает. Поэтому мы даём несколько инструментов и подходов для поиска идеи - от экспериментов с генеративными нейросетями до методик рапид-форсайта и дизайн-мышления. Второе - наша программа собрана на опыте проведения “взрослых” программ MBA и программ кадрового резерва для крупных компаний, а также на опыте запуска более чем 20 акселерационных программ для стартапов. Именно поэтому, кстати, большая часть программы проходит в онлайне, чтобы студенты могли посвятить себя работе над своим стартапом. Но раз в семестр мы собираем студентов на очную неделю, так как, во-первых, часть навыков невозможно эффективно получить в онлайне, а во-вторых, предпринимательство - это всегда про нетворкинг, а для него нужен офлайн. Ну и, конечно, нашим преподавателям действительно есть чем поделиться.
– Кто у вас преподаёт?
У нас преподают практики. Обычно под этим понимают консалтеров и тренеров, но мы специально подбирали только тех, кто непосредственно связан с запуском технологических продуктов, инвестициями или стартапами. Например, навыки выступлений наши студенты совершенствуют с ведущей телеканала “Мир24”, которая также вела передачи на РБК про инвестиции. Курс по управлению цифровым продуктом читает руководитель продукта из BestDoctor, у которого есть и опыт запуска стартапов. Да и у меня за плечами 8 лет руководства российско-французским акселератором и венчурным фондом.
– Вы помогаете с практикой?
Мы помогаем с нетворком. С первого семестра мы знакомим студентов с представителями экосистемы - инвесторами, руководителями корпоративных акселераторов и так далее. Основная практика - это работа над собственным стартапом, и с этим мы, конечно, помогаем. В целом вся работа построена вокруг создания собственного стартапа.
– Тем, кто пока не хочет делать стартап, программа не подходит?
Программа подходит и для тех, кто хочет запустить собственный стартап, и для тех, кто хочет запустить стартап внутри корпорации. Есть такое модное слово - интрапренёр или внутрикорпоративный предприниматель. Всё больше компаний в России запускает подобные возможности у себя. И наша программа - идеальный набор знаний и навыков, чтобы пойти по этому пути. Но и для будущих руководителей продуктов эта программа тоже подходит, ведь продуктолог - это тоже в своём роде предприниматель.
– Как на программу поступить?
Всё просто, для поступления нужно пройти небольшой тест, написать мотивационное письмо и собрать портфолио, а потом пройти короткое собеседование. При этом тест - это только 25% от оценки. Нам важно в первую очередь готовность и желание студентов развивать свой стартап, с остальным мы поможем.
В этом году сроки приема документов по очной форме на бюджет до 5-го августа, на договор - до 12-го августа.
Узнайте больше о магистратуре “Цифровое и технологическое предпринимательство” на сайте программы.
Контакты:
Новикова Наталья
Тел.: +7 910 823-19-71
Email: novikova-nv@ranepa.ru