Академическая студенческая Конференция на английском языке – основное из тех образовательных внеучебных мероприятий, которые ежегодно проводит Оргкомитет экосистемы проектов Student Guide наряду с декабрьскими хакатонами, Днями логистики, стримами и интервью со представителями партнерских учебных заведений в России и мире.
13-14 апреля Конференция прошла в 6-й раз, и прошла очень хорошо, интересно. Было много нового - новый формат, новые эксперты, новизна структуры и содержания поднимаемых вопросов. Жизнь требует нового, и мы откликаемся на эти вызовы. Студенты тоже это понимают, и было огромное количество студентов, желающих участвовать.
Вот мнение координатора проекта с 2020 года, выпускницы ИБДА и аспирантуры РАНХиГС, преподавателя ФМБДА и директор программ онлайн-магистратуры ФФТМ ИБДА, Елизаветы Олейниковой:
«Главная победа и самый ценный результат SG 2024 лично для меня – это обогащение мероприятия различными образовательными форматами, отвечающими последним тенденциям в технологиях обучения управленцев. Когда я только присоединилась к проекту, это была классическая научная академическая конференция, где студенты готовили исследования и презентовали их результаты в виде докладов, сегодня же весенняя конференция SG – это и мастер-майнды, и тренинги, и дискуссии с элементами форсайта. Работа над 6-ой конференцией ощущалась мной как что-то важное для развития образования, как вклад команды единомышленников в работу ведущей бизнес-школы России. Словом, потрясающий опыт!»
Появилось не менее 10 новых экспертов, и это все люди, которым интересно работать со студентами. Они работают pro bono, но и они имеют свой интерес – они смотрят на молодых людей, они делают срез, им интересно понять, что интересует и волнует сегодняшних студентов, что они готовы делать, как они работают.
В этот раз в некоторых секциях предъявлялись очень высокие требования к докладам, был настоящий марафон на право участвовать. На старте было много желающих, но надо было доказать, что ты лучший, что ты можешь, - и наши ребята боролись как львы, особенно на финише многоэтапного отбора (например, в секции Navigating the AI Frontier). Вопреки распространенному мнению, студенты готовы работать, когда они видят реальные требования, предъявляемые к ним со стороны членов профессионального сообщества из индустрии и бизнеса, когда становится понятно, как это работает в настоящей жизни, с чем им придется столкнуться в реальном бизнесе . Понимать, что ты сделал не так, почему ты сделал работу, а тебя отбраковали, очень важно. Дайте нам еще шанс! Куратор пишет, что отбор окончен, дает обратную связь по ошибкам, претенденты продолжают настаивать – дайте нам еще одну возможность, мы все переделаем, мы хотим выступить. Учитывая проделанную работу, Оргкомитет принял решение опубликовать на сайте нашего проекта ряд прошедших экспертный отбор, но не вышедших в финал презентаций. Мы сделали такую «стенную презентацию», это старинная традиция конференций, когда еще не было интернета, тогда это называлось постерной сессией, мы немного модернизировали эту идею, и получилась электронная wall presentation. В результате там около 20 презентаций, учитывая, что работали и индивидуально, и в командах, за этими докладами стоит не менее 70-80 студентов.
Экспертам задавали много вопросов, всего их получилось около сотни, - десятки были заданы на последнем мастер-классе, где, кажется, впервые обсуждались вопросы организационной трансформации компаний экономики.
Вот что об этом думает Филипп Лапин, член Оргкомитета, директор Student Guide по маркетингу и техническим вопросам, выпускник ИБДА и преподаватель РАНХиГС:
«Экосистема проектов "Student Guide" в РАНХиГС — это прежде всего возможность для студентов регулярно получать информацию об актуальных научных исследованиях и проектах, изучать современные политические, экономические и бизнес-процессы. Наши мероприятия на протяжении 6 лет способствуют укреплению горизонтальных связей в Академии, создавая платформу для обмена знаниями и опытом между студентами, преподавателями и экспертами различных факультетов РАНХиГС, инновационный формат дает возможность обеспечить объективную оценку идей, развитию критического мышления. Я благодарен студентам-участникам за их по-настоящему интересные исследования и идеи».
Немного статистики по итогам:
1. В 5 сессиях приняло участие 286 человек
2. 12 экспертов
3. Задано вопросов экспертам – свыше 40
4. Получено более 30 отзывов
А сейчас о том, как была устроена конференция, как была выстроена программа. Так получилось, что в этот раз нам удалось установить хороший контакт и сотрудничество с нашими магистратурами, с нашим новым факультетом (ФФТМ), очень помогли директора программ и замдекана А.С.Аллаярова, порекомендовавшие своих преподавателей в качестве экспертов, а также своих бизнес-партнеров по бизнес-программам. Получился прекрасный симбиоз.
Не случись этого, многие студенты могли бы даже не узнать о существовании таких магистерских программ в нашем институте, а узнав, они проявили интерес и осознанно пришли на День открытых дверей, узнали о новых модных направлениях, которые не надо искать, вот они тут, рядом.
В первый день была Пленарная сессия; мы включили в нее три основных вопроса, без которых невозможно развитие экономики в меняющемся мире, в его движении к многополярности. Многополярность - это в первую очередь и изменение центров притяжения, и некоторая обособленность, но и обязательно сотрудничество на новом уровне, поэтому здесь совершенно невозможно обойтись без таких трех вещей как финансы – кровь экономики, которая все обеспечивает, новых принципов логистики – здесь у нас уже был опыт проведения дней логистики в октябре прошлого года, где мы эти вопросы поднимали, потому что сейчас совершенно меняются маршруты, меняются способы доставки, и третье – это, конечно, в каких условиях экономика работает, продолжает работать в эпоху климатического перехода, который очень заметен, который накладывает огромный и очень заметный отпечаток на отрасли экономики, на сырье, вообще на все, и на условия, в которых приходится работать, то самое изменение климата. Так что вот эти три проблемы – финансы, как кровь экономики, климатический переход как среда, в которой физически осуществляются все экономические процессы, и новая логистика как форма доставки товаров, услуг, технологий и даже идей. И тут нам очень повезло – экспертом в области финансов была бывший ведущий сотрудник Банка России Ю.Б.Григорович, сейчас партнер компании “Финансовый и организационный консалтинг”, которая сделала доклад о процессах в мировой экономике в настоящую эпоху. Найти такого эксперта было нелегко – не все захотят и смогут сделать абсолютно оригинальный и при этом фундаментальный доклад о динамике глобальных финансов в меняющемся мире, автор работала над ним более двух недель. Нелегкая задача – сделать доклад понятным студентам-не финансистам, да еще по-английски, была успешно решена.
И тут мы вновь ощутили, как работает нетворкинг, сетевые связи: наш эксперт, докладчик на «Днях логистики в ИБДА», М.А.Фурщик), партнер Российской финансовой корпорации и высокопоставленный функционер РСПП, порекомендовал нам Ю.Б. Григорович еще и как специалиста по реализации ESG-повестки; по этой тематике она работала и в Банке России сотрудничала с другим нашим экспертом, М.А. Юлкиным, с 2024 г. модерировавшим панельные сессии по вопросам климатической трансформации бизнеса на нашей конференции и судившим на наших хакатонах, так что логическая связка их докладов, прозвучавших один за другим, выглядела исключительно логично, так как выстроился замечательный переходный мостик. Были и другие удачи такого рода, об этом ниже. Похоже, что хорошо быть «постоянно действующей институцией» - становишься частью пейзажа, и все легко рекомендуют тебя коллегам, а их – тебе. Кстати, так нам порекомендовали еще одного эксперта – коуча экстра-класса; это была рекомендация Павла Кисиленко, директора по развитию логистики ПЭК, основного докладчика наших Дней логистики-2023.
Заключительная часть Пленарной сессии была отдана разговору о новом в логистике; на романтически названной «Восточным экспрессом» панели наш многолетний эксперт Э.Г. Мартиросян рассказал о совершенно новых тенденциях в переосмыслении цепочек поставок – в том числе, о трансформации розничных сетей в логистических провайдеров, интеграции цепочек поставок в единую цепочку стоимости и о роли ERP в повышении качества услуг для конечного потребителя.
Другие две сессии в первый день были посвящены такой «модной» теме как искусственный интеллект, при этом они были абсолютно разными.
В первой экспертами выступили ведущие топ-менеджеры Сбера (Рустам Боровик, Нина Азизова, Виктория Дочкина), отвечающие за внедрение ИИ в экосистему проектов Сбер, и один эксперт партнерской программы Яндекса (Арина Карелова, сотрудничающая с одной из наших магистратур).
Вторая же сессия была об ИИ в маркетинге – о нейромаркетинге. И это было безумно интересно, ее вел сам Александр Диденко, директор магистерской программы «Нейромаркетинг и поведенческая аналитика», зав. лабораторией управленческих нейронаук. Там были включения из лаборатории и даже опыты на добровольцах, а данные приборов выводились на экран!!!
День первый проводился в гибридном формате, в Аrt-space Библиотеки РАНХИГС, которое мы заранее забронировали – отличная возможность для проведения всяких интересных встреч! Присутствовать можно было и он-и офлайн. Считаю, что получился интересный опыт коллаборации с институтом ЭМИТ, который проводил Дни Азии в соседних помещениях; гости перемещались между мероприятиями, а некоторые как пришли к нам, так и остались до конца, потому что темы у нас, конечно, завораживали!! Над этим форматом развития горизонтальных связей внутри РАНХИГС можно и нужно работать.
Во второй день тоже было интересно и необычно. В этот день на обеих сессиях говорили об организационном развитии и трансформации организаций, но в разном жанре.
Первую провел (и тут уверенно можно сказать – как всегда!) наш друг и поcтоянный эксперт П.М. Потеев, блистательный специалист в области организационной трансформации. Его сессии, где он и эксперт, и модератор, и часто – ментор, об этом ниже, - всегда об организациях – то об управлении талантами, то – о том, что работа не обязательно дурдом, как многие думают, то о подготовке цифровых руководителей (это когда Павел был ведущим экспертом Центра подготовки руководителей цифровой трансформации в РАНХИГС), а в этом году тема выдает умудренного опытом философа-гуру: Организация – это люди; развивать надо и людей, и структуру. Каждый раз он говорит: в этот день я точно не смогу, у меня тренинги для министров – да хоть для господа бога! – но неизменно приходит и приводит с собой еще кого-то, не менее интересного- эксперта, профессионала. В этом году привел Николая Таратина, главного архитектора одной из крупнейших российских госкомпаний, специализирующегося на вопросах связи архитектуры и продуктового менеджмента; это невероятно новая и интересная область.
Вот как Павел написал недавно о нашей конференции в своем аккаунте в одной из популярных соцсетей:
Каждую весну в РАНХиГС проходит студенческая конференция. С 2019 года стараюсь участвовать, не пропуская.
Двадцатый ковидный вытолкнул мероприятие в онлайн. С одной стороны, удобно, с другой – скучаю по контакту лицом к лицу.
Ряд вводных остаются неизменными: конференция проходит на английском, участники представляют свои проекты и исследования, а я, каждый год, стараюсь найти новую, адекватную времени, тему. Либо тему, которая не выцветает со временем.
Правило подготовки материала неизменно жесткое – ты не устарел, пока интересен тем, кому слегка за двадцать. Поэтому, раз в год - проверка.
В этот раз решил рассказать, как по ходу карьеры последовательно встретил двух менторов мирового класса (сами встречи – отдельная мистическая история), как это случилось, как выстраивалось обучение один на один и как в каждом случае жизнь делилась на «до» и «после» и начинала двигаться совсем в другом направлении.
В конце выступления меня спросили: «а что почитать? Одно, но очень важное».
Не только Павел, рекомендация «что почитать» - инициатива и других экспертов. Мы всегда публикуем в период подготовки к событию большие Reading lists, включая ссылки на статьи, интервью, лекции и подкасты, сайты, даже фильмы и другие видеоресурсы; не ознакомишься – не сможешь участвовать в дискуссии.
Что самое приятное и отрадное, что третьим самостоятельным экспертом выступила выпускница ИБДА 2023 года, Анжелика Магси, которую в прошлом году Павел пригласил на менторскую сессию (это еще одна традиция наших конференций – эксперты «зажигают звезды»).
Вторая сессия этого дня была для нас совершенно новой в смысле формата. Она была заявлена как мастер-класс с элементами тренинга, которую провел Оскар Озолс, гордо носящий звание «лучшего коуча первых в госсекторе», управляющий партнер в TMS. Он работает с Правительством Москвы, точнее, с департаментом общественного транспорта – с чем мы все ежедневно сталкиваемся – и некоторыми структурами Газпрома.
Это было невероятно. Мы даже пошли на то, что организовали для Оскара синхронный перевод, хотя он прекрасно говорит и по-русски, и по-английски, и на некоторых других языках. Но мы хотели, чтобы он чувствовал себя максимально свободно и ответил на все вопросы (а их, поверьте, было море!), десятки вопросов послали заранее, он на все отвечал письменно по-английски, и это можно было читать в тг-каналах конференции, потоми не меньше вопросов было задано на самой конференции. Наши коллеги из Национальной лиги переводчиков России сделали это грандиозно, и блестящий Вадим Ветриченко переводил почти без отдыха!
Было настолько интересно, что Оргкомитет конференции, всегда очень пунктуальный в вопросах времен, не решался прервать поток вопросов – хорошо, что это было воскресенье! Редко когда можно изнутри взглянуть на то, как топ-менеджеры госструктур принимают решения, как удается повлиять на производительность и эффективность госорганизацию через повышение их адаптивности
Все вопросы взаимодействия со студентами, разработка единых четких критериев оценки участия студентов в конференции, повышения их мотивации выступать на хорошем английском языке в проекте Student Guide всегда блестяще решаются Председателем Оргкомитета проекта, Заведующей кафедрой иностранных языков ИБДА Е.Н.Новиковой, с привлечением потенциала всех преподавателей кафедры.
Разработкой общей идеи конференции, ее концепции и технического задания для экспертов, содержанием и архитектурой сессий, поиском и отбором экспертов, проведением большой предварительной работы с ними как всегда занималась И.И.Сощина, преподаватель ИБДА и член Экспертного совета Национальной Лиги переводчиков России, автор идеи, программный и контент-директор проекта Student Guide.
Student Gaidar