Интервью Виктора Паламарчука, научного руководителя программы Professional MBA
На российском рынке бизнес-образования предлагается много разнообразных программ МВА по финансам; в чем-то они похожи, чем-то различаются. Программа Professional МВА «Стратегические финансы» ИБДА РАНХиГС выделяется из общего ряда своим стратегическим подходом, составом специализированных финансовых дисциплин и уровнем профессорско-преподавательского состава.
На вопросы MBA.SU о программе РМВА «Стратегические финансы» отвечает ее научный руководитель, доктор экономических наук, профессор Виктор Петрович Паламарчук.
— Виктор Петрович, в названии вашей программы есть слово Professional. Это означает, что программа предназначена для профессионалов финансового рынка или это просто маркетинг?
— Professional означает, что это программа с четко выраженной профессиональной ориентацией. Фактически, программа Professional MBA «Стратегические финансы» - это последовательная реализация двух программ, специализированной и дженералистской.
Первый год обучения наша программа имеет четкие признаки специализированной программы и называется «Мастер управленческих финансов», характеризуется большим насыщением финансовыми дисциплинами, дает полный объем знаний и компетенций в сфере финансового управления компанией. Более того, в первом году реализуются две специализации: корпоративные финансы и предпринимательские финансы. Таким образом целевая аудитория нашей программы это и финансовые управляющие компаний, вплоть до финансовых директоров и директоров по экономике и финансам, это и предприниматели, как действующие, так и те, кто мечтает создать свой бизнес.
Во втором году реализуется дженералистская МВА, где главный приоритет в подготовке руководителей, способных видеть перспективу, понимать современные вызовы, возглавлять процесс инноваций, но при этом умеющих давать финансовое измерение стратегическим решениям, ориентируя их на рост ценности бизнеса. Поэтому второй год обучения озаглавлен как «Ценностно-ориентированный стратегический менеджмент».
Так что слово Professional это не маркетинговый ход, а реальная особенность нашей программы
— На рынке бизнес-образования известны, по крайней мере, несколько программ МВА и Master of Finance, в названии которых используется словосочетание «стратегические финансы» или «финансовая стратегия». Чем программа ИБДА PMBA «Стратегические финансы» отличается от программ-конкурентов?
— Чтобы ответить на Ваш вопрос я кратко остановлюсь на генезисе программы PMBA «Стратегические финансы». В начале этого года в рамках реорганизации РАНХиГС произошло слияние двух бизнес школ ИБДА и ВШФМ (Высшей школы финансов и менеджмента), и программа, которую мы сейчас открыли, является результатом этого слияния. В ВШФМ с 2000 года реализовалась программа МВА Финансы и по праву считалась лучшей программой МВА в сфере финансового менеджмента. Слияние позволило создать программу, в которой накопленный потенциал ВШФМ был умножен на возможности, ресурсы и высочайшие компетенции ИБДА в реализации дженералистских программ МВА.
Теперь о словосочетании «Стратегические финансы». Мы под этим понимаем всю сферу стратегического управления компанией с позиций прироста ее ценности, как генеральной цели. Стратегические финансы это, в первую очередь, финансовые аспекты и ценностно-стоимостное измерение любых стратегических решений компании. Традиционно финансы воспринимаются как обеспечивающая сфера деятельности, то есть финансисты должны обеспечить рост и достижение стратегических целей компании финансовыми ресурсами.
Это без сомнения имеет место, но в современной трактовке, финансы, а тем более стратегические финансы, это еще и целеполагание для выбора стратегии и интеграция всей совокупности процессов под единый конечный результат. Не зря во всем мире в корпорациях финансовый директор это единственный из функциональных управляющих, который состоит в совете директоров. Мы готовим финансовых руководителей, в первую очередь финансовых директоров, которые умеют лучше и глубже других функциональных руководителей увидеть и целостно объединить все стороны и грани стратегии развития компании исходя из генеральной цели - роста экономической ценности бизнеса. Поэтому, второй год обучение имеет название «Стратегический ценностно-ориентированный менеджмент»
— Представляется, что любая программа MBA по финансовому менеджменту обучает своих слушателей разработке стратегий для улучшения финансовых показателей компании, пониманию рисков и прибыльности, связанных с бизнесом. Каковы в этом плане отличия учебного плана программы PMBA «Стратегические финансы»?
— На вопрос к абитуриентам, почему они обратили внимание на программу и решили стать ее участниками, они отвечали, что увидели сочетание стратегического подхода и уникального состава специализированных финансовых дисциплин и очень квалифицированный состав преподавателей и бизнес-тренеров.
Стратегические финансы, это не про прибыль, это про ценность бизнеса и ее приращение. Очень многие умеют проводить анализ финансовых показателей, оценивать меры по их улучшению, но очень не многие умеют оцифровывать стратегию. А наши слушатели и выпускники умеют это делать, они владеют методологией и инструментами, позволяющими оценивать компанию не только с позиций риска и прибыльности, а с позиций прироста ценности бизнеса и с учетом потенциальных стратегических решений в будущем.
Самый тонкий момент состоит в том, как измерить стратегический производительный потенциал компании, ее материальных и нематериальных активов, как измерить влияние на производительный потенциал любых управленческих решений: маркетинговых, операционных, финансовых, организационно-структурных. При этом важно не только уметь корректно оценить альтернативы развития и принять рациональное решение, важно выстроить гибкую стратегию роста компании в нестабильной среде, с учетом новых вызовов, новых технологий. Речь не об улучшении каких-то показателей, а речь идет о разработке, оценивании, мониторинге и адаптации стратегии как о непрерывном процессе. Освоение методологии и технологии такого управления есть приоритет в нашей учебной программе.
— С какой «головной болью» приходят менеджеры на программу PMBA «Стратегические финансы»? Какова их основная мотивация к обучению на этой программе?
— Спасибо за вопрос. С каждым абитуриентом мы встречаемся, чтобы выяснить цели и мотивацию обучения и принять вступительные испытания. Предварительно абитуриенты заполняют развернутую анкету и пишут вступительный кейс. Кейс предусматривает описание основных актуальных проблем компании, выявление взаимосвязи между ними, определение ключевой проблемы и формулировку критериев решения этой проблемы.
Абитуриенты основательно погружались в работу над кейсами, описывали свою ситуацию в компании и проблемы. Я с удовольствие и интересом читал и обсуждал с ними при встречах ситуации в их бизнесе. Написанные абитуриентами кейсы ложатся в основу для учебного разбора и проектной работы в дальнейшем. Какие же основные проблемы своих компаний чаще всего описывают во вступительных кейсах и озвучивают при встречах абитуриенты?
Во-первых, это проблема роста, когда перед компанией открываются новые возможности, компания бурно растет, и нарастают проблемы управляемости, нехватки ресурсов, наступает момент, когда компания должна переходить на другую фазу своего развития, а система управления, организационная структура, бизнес-модель, а главное, ментальная модель руководства компании остаются на уровне предыдущей фазы развития. Как осознать ситуацию кризиса трансформации и перехода на следующую фазу жизненного цикла? Как сформировать системный проект трансформации и добиться его реализации возглавив этот процесс? Это те задачи, которые будут постигать слушатели в процессе обучения на программе. Чаще всего именно осознание того, что предстоит решать совсем новые задачи и решать их по-новому и подвигло многих на этот шаг.
Вторая типичная проблема, о которой говорили абитуриенты - это дефицит квалифицированных кадров. Да, наша программа не специализируется на управлении персоналом, но наша программа это не только про финансы, это про ценностно-ориентированный стратегический менеджмент, а это весь комплекс системно увязанных вопросов целеполагания, систем стимулирования, гибких командных методов работы.
Третья важнейшая проблема - это проблема источников финансирования: как обеспечивать рост в условиях небывалых ставок по кредитам? Слушатели будут осваивать широкий спектр самых разнообразных современных подходов и способов, а также передовой опыт финансирования и крупного, и создаваемого, и растущего бизнеса, учиться моделировать эффективные решения по финансированию бизнеса в сегодняшних реальных условиях.
— Какие стратегические вопросы рассмотрят слушатели во время обучения и какие практические решения они смогут принимать после окончания программы?
Встречи с абитуриентами показали, что формируется удивительно интересный состав людей, представляющих разные отрасли, разные бизнесы, разные уровни управления, но при этом очень близких по ментальности, целеустремленных и позитивных, готовых познавать и делиться опытом. Для таких слушателей обучение должно быть нацелено на решение практических задач.
С момента своего рождения в 2000 году наша программа была объявлена как проектно-ориентированная. С тех пор накоплен огромный опыт - «сын ошибок трудных». Под проектом РМВА мы сегодня понимаем квалификационную работу, в основе которой реальное решение бизнес-задачи по созданию новой ценности посредством стратегических преобразований в действующей компании или в результате создания нового бизнеса. При этом проект РМВА - это не только важнейший результат обучения, но и ключевой процесс обучения, так как построение учебных дисциплин и поэтапная работа над проектом объединены в единую систему, включающую в себя разработку и защиту мини-проектов, которые выступают составными частями будущего проекта.
Практикуется групповая работа над проектами, при этом обычно один из членов группы непосредственно работает в компании, для которой разрабатывается проект. Консультируют разработку проектов группа из профессорско-преподавательского состава и привлеченных экспертов. Поэтому, по своей сути, проект РМВА есть консалтинговый проект.
Работа над проектом состоит из ряда коротких циклов, называемых мини проектами (спринтами в терминологии Agile), которые завершаются решением реальной бизнес-задачи с получением обратной связи. Это дает возможность опробовать новые бизнес-идеи, стратегии и инструменты в тестовом режиме во время обучения. Гибкий порядок работы над проектами дает возможность в условиях нарастающей неопределенности внешней среды генерировать идеи и гипотезы в большем масштабе, моделировать внешнюю среду, имитировать внешние шоки и риски, формировать алгоритмы действий с коротким циклом обратных связей. Происходит решение реальных задач в безопасном окружении, с поддержкой коллег по обучению и преподавателей-консультантов. С каждым годом все большая часть мини-проектов заканчивается решенной бизнес-задачей (реальным продуктом) с апробацией в реальных условиях.
Это означает, что постепенно вместо традиционного порядка обучения, когда сначала приобретаются знания, а потом следует их апробация на практике, наоборот, происходит движение от проектной работы к знаниям.
Благодаря системе работы над проектами, по завершению обучения, и что немаловажно, в процессе обучения, слушатель РМВА получает больше возможностей для подготовки и адаптации своего бизнеса и своейдеятельности к новым вызовам.
— Спасибо большое!
Источник