Интервью с директором ИБДА РАНХиГС, проректором РАНХиГС, президентом РАБО Сергеем Мясоедовым.
7 февраля в России отметили День бизнес-образования. О том, каким оно стало в нашей стране за последние годы, о помощи, которую бизнес-школа РАНХиГС оказывает отечественным предпринимателям в современных условиях, а также о перспективах развития программ бизнес-образования Президентской академии рассказал президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Сергей Мясоедов.
– Сергей Павлович, каким сегодня Вам представляется бизнес-образование? Сохранило ли оно свою популярность? Отличается ли оно от того, каким было, к примеру, 10 лет назад? Чем?
– Российское бизнес-образование стало более зрелым. Оно возникло примерно тогда же, когда в стране стали появляться первые кооперативы, и в 1990-е годы появилось неимоверное количество бизнес-школ и центров, многие из которых обещали что-то невероятное, а потом разорялись. На протяжении последнего десятилетия все это упорядочилось. Да и общество шаг за шагом пришло к пониманию, что профессия бизнесмена, предпринимателя требует определенного склада характера, профессиональных знаний и природного таланта.
Сегодня в состав Российской ассоциации бизнес-образования входит около 100 серьезных бизнес-школ и центров страны. Наши бизнес-школы и центры полностью удовлетворяют спрос на бизнес-образование.
В свое время я был одним из тех, кто стоял у истоков формирования системы бизнес-образования в нашей стране. А сейчас мне кажется, что примерно через десятилетие произойдет очень большой скачок в его развитии. Взять хотя бы МВА. На сегодняшний день в России сложился устойчивый рынок программ МВА, полностью соответствующих всем лучшим мировым стандартам. На реальном рынке МВА в России сегодня учатся от 5 до 6 тысяч человек в год. Для нашего среднего и крупного менеджмента это вполне достойная цифра. И мне очень приятно отметить, что приблизительно 30-35% от этого числа приходится на Президентскую академию, а около половины из них – на нашу бизнес-школу, которая позиционирует себя как бизнес-школа России №1.
– Вообще-то это делает не только она! То же самое утверждают многие рейтинги, причем не только российские, но и мировые. В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества Школы бизнеса Президентской академии?
– В том, что Академия всегда училась у тех, для кого она работает. Нельзя учить бизнесу, если вы сами бизнес делать не умеете!
Другой важнейший фактор – помощь выпускников, которые рассказывают нам о том, что реально нужно бизнесу. Поясню на примере.
Когда развернулись события последнего года, связанные со спецоперацией, мы встретились с нашими выпускниками и спросили: ребята, какие разделы, на ваш взгляд, нужно срочно добавить в программы? И нам сказали: нужно искать людей, которые расскажут, как на практике организовать параллельный экспорт, причем так, чтобы не подставить своего партнера из дружественной страны, чтобы соблюсти все наши ограничения, и при этом, чтобы все это получилось.
– И Бизнес-школа озаботилась этими поисками?
– Разумеется! Вторая тема: из России уходят крупнейшие западные предприятия. В этой ситуации представители российского среднего и крупного бизнеса – живого и как ртуть легко и столь же быстро переливающегося и заполняющего ниши – нам сказали: «У нас появился небывалый шанс! Сейчас из страны уходят те, из-за кого нас били по рукам и говорили, что не надо производить автодетали, потому что их производит, например, «Рено». А сейчас наши заводы по производству автодеталей работают по 48 часов в сутки! И это здорово! Такого не было никогда!
Вот этим-то людям сейчас очень нужны реальные консультации реальных юристов о том, как все это оформить и сделать правильно, сделать так, чтобы и результат был достигнут, и чтобы им за это ничего не было.
К слову сказать, это очень серьезный вопрос: как провести грамотно с точки зрения мягкой силы слияние с коллективами, которые работали под ушедшими зарубежными компаниями с их корпоративной культурой, заметно отличающейся от российского бизнеса. Согласно статистике, в мире до 90% слияний и поглощений – неуспешные. А здесь нужно это сделать быстро и при этом успешно. И мы стараемся помогать бизнесу, находим специалистов.
– Где же вы их ищите?
– У нас потрясающие выпускники, и лично я испытываю в этой связи чувство огромной гордости! Приведу лишь один пример. Лет 15 или 20 назад к нам в бизнес-школу пришла дружная семья, создавшая тогда свою маленькую компанию. Ну а сегодня это крупнейшая фирма страны, которая делает не просто прибыль, а огромные общественно полезные вещи, связанные, в частности, с антиковидной борьбой. Разумеется, это – блестящие специалисты!
– Ну а какими Вам видятся перспективы на будущее?
– Это то, о чем как раз сейчас мы думаем в Российской ассоциации бизнес-образования, над чем думает моя бизнес-школа. Это то, что я уже обсуждал и еще планирую обсуждать с новым ректором Академии.
Наши ведущие бизнес-школы реально вошли в элиту мирового образования. Пришло время делиться, создавать что-то синергетическое с ведущими бизнес-школами стран-партнеров! Нам есть, что дать им, и, естественно, мы понимаем, что есть очень многое, чего бы там позаимствовали и мы.
Как раз сейчас мы думаем о том, как выйти на эти новые рынки. Причем, выйти не как менторы и не как просители, а как равные партнеры, чтобы вместе создавать платформу для развития бизнес-сообщества наших стран, для развития этичного бизнеса и для налаживания внешнеэкономических связей нашей страны.