Университет Белграда, Сербия/ University оf Belgrade, Serbia

С 9 класса я мечтала поступить именно в ИБДА, так как имела высокий уровень английского уже тогда и знала о существовании обменных программ. Я общалась со студентами и выпускниками и понимала, что больше всего хочу поехать в Европу.

Именно поэтому, когда, наконец, осенью 2023 года в начале третьего курса на собрании по обменным программам нам показали список стран, доступных для выбора в этом году, мой выбор моментально пал на Сербию. Я не люблю жаркий климат и поэтому сразу для себя решила – либо еду в Сербию, либо – никуда.

Когда меня и мою одногруппницу Настю Кривоногову определили на обучение в Белграде, я была очень счастлива, несмотря на то что я до последнего боялась ехать, так как для меня это был первый опыт самостоятельной жизни, да еще и в другой стране, по итогу я адаптировалась быстро, в течение недели. Мы не знали сербского языка, я ничего не знала про культуру этой страны (а зря!) и в целом мы были первыми, кто поехал туда на обучение от ИБДА.

Прилетели мы в Белград в конце февраля, а вернулись назад в середине июня, то есть прожили в Сербии мы почти 4 месяца. Поездка была потрясающей – профессора и координаторы международных программ в университете оказались очень приветливыми, хорошо говорили по-английски и всегда готовы были помочь, пойти навстречу.     

Нам также очень повезло с тем, что нам предоставили общежитие и даже бесплатное питание в столовой по карточке студента (мы заплатили только за нее). Мы жили вместе в одной комнате и бесплатно. Общежитие располагалось в тихом районе города, и это единственное общежитие университета, куда заселяли иностранных студентов. Но оно и к лучшему! Помимо нас там проживали еще ребята из Китая, Сирии, Черногории и наши соотечественники – студенты из МГИМО и университета Иннополис, Казань.

Общежитие было чистым – в комнате убирались несколько раз в неделю, раз в неделю меняли полотенца и постельное белье. На территории был небольшой фитнес-зал, столовая, прачечная и даже свой мини-магазин. В шаговой доступности были студенческие пекарни, супермаркеты и остановки, от которых мы легко могли добраться до центра города за считанные 20-30 минут.

Мы учились на факультете организационных наук (ФОН), по направлению менеджмент. У факультета есть собственное здание, и буквально в прошлом году к нему сделали надстройку в виде более современного и нового здания, но там в основном работает администрация и деканат.

Обучение на факультете было очень интересным и необычным. Когда еще будучи в России мы подавали заявки на обучение, было четко указано, что мы будем посещать лекции и семинары на английском языке. Однако позже оказалось, что в этом семестре англоязычных групп не набралось, так как у профессоров и так большая нагрузка, и тогда нам были предложены следующие варианты:

  • Обучение на сербском языке
    Нам был предоставлен бесплатный курс изучения сербского и мы могли начать с февраля и заниматься им 4 раза в неделю, параллельно посещая лекции и семинары по нашим предметам с переводчиком.
  • Индивидуальное обучение
    Такой вариант предполагал самостоятельное изучение материала, но уже на английском языке, индивидуальные консультации и встречи с преподавателями по всем вопросам.

Мы выбрали второй вариант, так как важно было хорошо пройти и усвоить материал, и было очевидно, что даже за 4 месяца невозможно выучить язык на том уровне, чтобы учиться на нем, даже с учетом того, что сербский очень похож на русский.

Тем не менее, обучение было отличным. С каждым преподавателем мы договаривались индивидуально о встречах и форматах занятий. Где-то мы решали кейсы и писали эссе, где-то создавали и защищали презентации. Еженедельно мы посещали занятия по бухгалтерскому учету, которые длились по 1,5 – 2 часа. На данном предмете возникла единственная сложность, так как на промежуточном коллоквиуме в апреле преподаватель нам дал ровно те же задания, что и остальному потоку, хотя у студентов-сербов занятий было в 4 раза больше и таким образом они к тому моменту и прошли гораздо больше тем и материала. Несмотря на эту ситуацию, мы обговорили ее с преподавателем и отлично подготовились к итоговому экзамену в мае, в результате чего заслуженно получили хорошие оценки по предмету. В остальном профессора проявляли внимание и понимание. Все задания были разнообразными, а обучение проходило полностью на английском языке, будь то написание эссе, решение тестов и кейсов или создание презентаций. По всем предметам мы получили новые знания, и обучение в другой стране действительно расширило наш кругозор даже по тем предметам, которые у нас уже были в России (маркетинг, реклама и бухгалтерский учет). Особенно хочу подчеркнуть именно последний, так как несмотря на возникшие трудности с преподавателем, я действительно стала лучше разбираться в предмете. Что касается маркетинга, то изначально у нас должен был быть обычный маркетинг и стратегический маркетинг, но их пришлось заменить на международный маркетинг и рекламу, так как в этом семестре преподаватели не вели изначально выбранные предметы на английском. Тем не менее, наш преподаватель даже написала бумагу с просьбой учесть эти предметы вместо изначально выбранных для нашего университета в России (см. вложения), да и нам действительно удалось узнать те аспекты рекламы, о которых мало говорят в России, чему я очень рада, так как эта несостыковка никак не повлияла на полученные нами знания и также предметы взаимосвязаны, из одной области.

Помимо обучения, у нас была очень активная студенческая жизнь с другими ребятами-обменниками. Еще будучи в России, нас добавили в чат с более чем 300 студентами, которые так же приехали в университет Белграда на весенний семестр и каждую неделю у нас проходили разнообразные мероприятия на знакомство: роспись шопперов, пикники, караоке, международные ужины и многое другое, что позволило мне и моей одногруппнице завести друзей со всего мира – Греции, Италии, Германии и, конечно, Сербии. Данная программа адаптации иностранных студентов развита очень хорошо и я думаю, что именно благодаря ей мне удалось привыкнуть к жизни в Белграде достаточно быстро, в течение недели. Ребята сербы были очень радушны к нам, всегда помогали, рассказывали и показывали различные достопримечательности Белграда.

Говоря о культурной составляющей нашей поездки, мы побывали не только в столице, Белграде, но и в некоторых других местах Сербии. Например, путешествовали в город Суботица, который находится на границе с Венгрией, поднялись в сербские горы (Космай, Фрушка), увидели город Нови-сад и даже Голубацкую крепость, которая граничит с Румынией. Мы также узнали много интересного об истории Сербии и о том, почему мы с сербами «братские» народы.

Я не знала, почему сербы так хорошо относятся к нам, русским, но углубившись в историю узнала, что в прошлом веке мы им очень помогли против НАТО, и поэтому они до сих пор благодарны нам. Мы не столкнулись со стороны сербов с дискриминацией, а наоборот – они любят и уважают нас, очень ценят историю. Также в Сербии схожий с нами менталитет, у них так же православная вера да и сам язык мне напомнил старо-славянский, что логично, ведь наши языки произошли из одной группы. Также я узнала что Сербия долгое время принадлежала Османской империи и я заметила, как это отразилось на сербской культуре. Народная музыка напоминает турецкую – громкая, яркая и эмоциональная. Еда жирная, много мяса (но мне это очень понравилось!).

Подводя итоги, хочу сказать, что все 4 месяца были интересными, общежитие было хорошим, ребята очень дружные, обучение интересное и разнообразное. Эта поездка останется в моей памяти на всю жизнь, и я очень благодарна своим родителям и деканату ИБДА за предоставленную возможность!



Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок