Интервью с академическим руководителем магистерской программы «Цифровое и технологическое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС Тимофеем Головиным.
— Заявленные предпосылки и цели «Платформы университетского технологического предпринимательства» выглядят экономически обоснованными — создание новых рабочих мест, увеличение доли студенческих стартапов в России, а сейчас ещё и решение проблемы импортозамещения. По недавним сведениям, АСИ также собирается создать Предпринимательский университет. Когда нам стоит ждать «студенческих единорогов»?
— Несмотря на все перечисленное, думаю, что нескоро. Да, принято ссылаться на то, что по миру 25% всех созданных стартапов рождаются в университетах, а в России таких проектов только 3%. Но «волшебную таблетку» видят почему-то не в живой экосистеме, наличии венчурного капитала и растущего рынка, а в обучении студентов и грантах. При этом ещё надо посмотреть, кто обучает делать стартапы: преподаватели-теоретики или всё же представители стартап-экосистемы? Да, есть вузовские акселераторы, но они сильно отличаются от того, что принято называть акселератором за рубежом. От вузов сейчас требуют по 40 и более стартап-проектов за каждый набор (для сравнения, чаще всего частные акселераторы, в том числе и мы, при всём опыте работы со стартапами обычно берут 10-20 проектов), с таким количеством невозможно проводить точечную работу. Помимо этого есть предпринимательские точки кипения для вузов со студенческими мероприятиями, предпринимательские тренинги и так далее. Т.е. в основном, образовательные инициативы. Да, там есть и про стартап-студии, и возмещение инвестиций в стартапы, но там свои нюансы.
— Вы хотите сказать, что обучать технологическому предпринимательству не надо?
— Обучать технологическому предпринимательству надо. Мой тезис в другом. Вопрос в том, кого, в какой момент, кто и чему именно обучает. Предпринимательство — это, в первую очередь, про то, как действовать и брать на себя за это ответственность, про умение быстро исправлять свои ошибки — а они точно будут. А еще — про некую насмотренность, содержательную базу, без которых просто не получится найти ту самую возможность для будущего стартапа. Кстати, хорошо помогают предпринимателям навыки и инструменты прикладной креативности и форсайта. Мы с командой запустили серию интервью с инвесторами, предпринимателями и продуктологами как раз о развитии технологического предпринимательства. Абсолютно все герои программы говорят именно о том, как важен реальный опыт. У студентов первых курсов этого опыта зачастую нет, как нет и насмотренности. Им надо помочь собрать эту базу и выработать специфическое мышление.
Иными словами, студентам первых курсов просто необходимо «набить шишки» и получить опыт работы, посмотреть как в принципе люди в рабочей обстановке выстраивают отношения. Только тогда у них появится запрос на то, как это всё упорядочить. Можно сколько угодно критиковать MBA и говорить, что их время прошло, но там есть очень важный посыл, по крайней мере на хороших программах — без управленческого опыта на них идти не стоит. Так и с обучением технологическому предпринимательству: без какой-то наработанной базы учить этому довольно бесполезно.
— А если новоиспеченный студент решает делать свой стартап, это не поможет получить такую базу?
— В теории должно помочь. Но делать полноценный стартап — это огромная работа и ресурсы. Тут есть две вероятности: либо не останется времени на учёбу — в этом случае придётся бросить вуз и заниматься только проектом, забросив все остальное — и тогда это уже не сможет называться «студенческим стартапом». Либо совмещать — то в этом случае проект, скорее всего, станет профанацией, учебным проектом ради «галочки», способом просто защитить стартап-как-диплом или получить зачет по практике. Не то, чтобы это плохо, но если студент «привыкнет» к такому подходу, то вряд ли потом сделает жизнеспособный стартап. Поэтому делать стартап, параллельно обучаясь на бакалавриате, не то чтобы невозможно, но крайне сложно, и уж точно это будет не массовая история.
— Хорошо, тогда стартапы и вузы несовместимы?
— Да нет, очень даже совместимы. И примеры зарубежные говорят, что в вузах действительно создают стартапы. И в иностранных вузах обучают делать стартапы, так, например, Стэнфордский Университет, из которого вышли 51 основателей единорогов (стартапов стоимостью более 1 млрд долларов), предлагает отдельные курсы, пре-акселерационные и акселерационные программы. Правда, если посмотреть статистику в целом, то у большинства основателей тех же «единорогов» есть уже как минимум законченный бакалавриат. Но, как я уже говорил, для этого мало просто «обучить» кого-то, необходимо создать определённые условия: предоставить некоторую свободу действий и возможность создавать то, что интересно (а не то, что нужно по регламенту), давать связи в экосистеме и развивать саму экосистему внутри вуза, а также настраивать нетворк между игроками и создавать не только тепличные, но и конкурентные условия. Крайне важно, чтоб будущие стартаперы знакомились не с теоретиками, которые важны для формирования мышления, например, на бакалавриате и в дальнейшем — на научном пути, а именно с практиками. С бывшими и существующими стартаперами, инвесторами, представителями корпораций, которые могут поделиться реальным опытом, контактами, клиентами, вдохновить на что-то интересное. Мы, например, в свою программу не включаем преподавателей без практического опыта, это критический момент. Всё это — будущий нетворк, который необходим для предпринимателей, как воздух. И, конечно, для самого обучения технологическому предпринимательству стоит отбирать студентов с опытом — то есть начиная с магистратуры, не раньше. Да, какие-то азы можно давать и в школе, но программу вокруг этого раньше магистратуры выстраивать бессмысленно.
— А вообще можно обучить людей делать стартапы?
— Сложный вопрос, при ответе на который можно уйти в большое количество деталей и размышлений. Скажем так: научить можно отдельным навыкам и инструментам, которые будут полезны для разных этапов предпринимательского процесса — от поиска возможности до управления и масштабирования предприятия.
— Как, на ваш взгляд, изменился рынок технологического предпринимательства за последнее время?
— Программ стало больше, они приобрели массовый характер. Появилась иллюзия, что такие программы сами по себе позволят появиться множеству стартапов. Хотя возможен обратный эффект — люди совсем перестанут воспринимать стартапы как что-то серьёзное. Есть ещё интересный тренд на внутрикорпоративное предпринимательство, это когда стартапы создаются внутри компании по инициативе сотрудников. Некоторые корпорации даже запускают для этого специальные программы и внутренние акселераторы. Этот тренд проникает и в образование, о чем тоже надо рассказывать. Думаю, что сейчас это направление должно стать более актуальным для вузов.
— Предположим, мы берём взрослую аудиторию с опытом работы и даже предпринимательским опытом, зачем им вообще идти куда-то обучаться?
— Дело в том, что нам для конкурентоспособности требуется постоянно обучаться и самосовершенствоваться в текущем контексте — речь о концепции Lifelong learning. Если программист, отучившись работать на Fortran и Pascal, будет сегодня искать работу только с такими навыками, его вряд ли ждет множество предложений. Или другой пример — дизайнер без навыков работы в Figma. Какие-то отдельные инструменты можно изучать самостоятельно, но предпринимательство — не отдельный инструмент. Поэтому собирать связанные с ним навыки удобнее там, где выработаны системные подходы и методология, а это в основном вузы.
Важно ответить не на вопрос «зачем учиться», а понять, на что смотреть при выборе программы. Ключевой момент в обучении — это фокус на строительстве будущего стартапа вместо теории. Т.е. программа должна быть выстроена вокруг системного и планомерного движения от идеи к реализации. Второе и немаловажное — это преподаватели-практики, которые могут помочь не только опытом и знаниями, но и контактами. И третье — гибкость: хороша та программа, которая позволяет заниматься созданием и развитием бизнеса, а не загоняет студентов в лекционные залы.
(Нет голосов) |