МВА в Москве и России: Программа Doctor of Business Administration: что, кому, где?27.09.2023

Интервью с директором программы DBA ИБДА РАНХиГС, профессором Александром Лукичом Гапоненко.

Предисловие. Коллеги с портала «МВА в Москве и России» (MBA.SU) предложили взять интервью о программе DBA у директора программы DBA ИБДА РАНХиГС, доктора экономических наук, профессора Александра Гапоненко. Мои вопросы были сформированы на основе вопросов посетителей портала. Поэтому в разговоре с Александром Лукичом я выступаю в роли коллективного потенциального слушателя программы.

Юрий Тазов: Александр Лукич, мы знаем, что программа Доктор делового администрирования (DBA) - это высшая ступень управленческого образования. Однако единого мнения о том, что представляет собой эта программа, похоже, нет. Например, согласно Википедии, «DBA - это программа экономического послевузовского образования, предполагающая получение дополнительных знаний по прикладным экономическим дисциплинам. Квалификация DBA дает право занятия управленческих должностей высшего звена. Обучение обычно осуществляется по специальностям «менеджмент», «технологический менеджмент», «организационное поведение», «финансы». Эта формулировка, даже на первый взгляд, не верна: суть DBA не в получении экономических знаний (их можно получить и без DBA), да и топ-менеджером можно стать и без DBA. Так в чем смысл DBA ?

Александр Гапоненко: Это тот случай, когда Википедия дает термину не в полной мере верную интерпретацию.

Во-первых, образовательная программа DBA - это программа не столько экономического, сколько управленческого образования. Во-вторых, программа DBA не является обязательной квалификационной программой для занятия соответствующей должности. Она лишь свидетельствует о высоком уровне подготовки специалиста, закончившего такую программу, и о его способности выступить экспертом в вопросах управления теми или иными бизнесами. В-третьих, обычно данная программа не является специализированной, она касается общих вопросов управления организацией бизнеса.

Юрий Тазов: Вот на этом месте, если позволите, я Вас перебью. На российском, весьма небольшом, рынке программ DBA можно обнаружить DBA по менеджменту, по маркетингу, медицине. Понятно, что создатели таких программ работают в вузовской логике профессиональных специализаций. Означает ли это, что на нашем рынке нет установившихся понятий о том, что должна представлять собой программа DBA?

Александр Гапоненко: Да, действительно, в условиях, при которых нет четких нормативных требований к программе, можно сделать все что угодно, назвать это DBA и выпустить на рынок. Так можно получить DBA стоматология, DBA-online за 5 месяцев, DBA по работе с маркетплейсами. Мы же обсуждаем, каковы сложившиеся нормы, сформировавшиеся в авторитетных отечественных школах бизнеса.

Слушатели программы DBA - это, как правило, первые и вторые лица организаций, нередко это одновременно сособственники бизнеса. Сегодня программа DBA необходима для тех руководителей, которые в свое время закончили ту или иную программу повышения квалификации (часто это программа МВА), убедились в том, что прохождение предыдущей программы дало им положительный результат и хотят в очередной раз повысить свою квалификацию и увеличить эффективность собственного бизнеса.

Юрий Тазов: Получается, что у DBA практически та же аудитория, что у программ МВА или ЕМВА, за исключением более продолжительного опыта практической деятельности слушателей?

Александр Гапоненко: Строго говоря, у программы МВА аудитория шире - на нее приходят в основном функциональные руководители подразделений, на программу EMBA приходят в основном первые и вторые лица компаний. На программу DBA приходят в основном те первые и вторые лица компаний, кто в свое время прошел обучение на программе MBA или EMBA. Они почувствовали пользу для своего бизнеса от своего предыдущего обучения, хотели бы снова получить такой же «волшебный пинок», который был прошлый раз. Для них - предлагается более продвинутая программа, ориентированная на тех слушателей, которым не требуется подробное разъяснение основных положений теории менеджмента. Они, как правило, просят разъяснить детали, а также просят подробнее остановиться на современных тенденциях развития менеджмента в последние годы.

Основной смысл прохождения программы - переосмыслить собственные достижения и ошибки в управлении бизнесом и переосмыслить предстоящие действия по развитию бизнеса и его трансформации. Также на основе изучения современных трендов управления бизнесом составить собственную обновленную картину мира, и на этой основе получить новые инсайты, освоить современные подходы в менеджменте. DBA, таким образом, отвечает на ставший риторическим вопрос «Что после МВА?»

Юрий Тазов: На этот вопрос многие отечественные бизнес-школы уверенно отвечают: «После МВА - Executive MBA!» Потенциальным слушателям EMBA говорят практически то же: «вы переосмыслите свой опыт, подниметесь на новую ступень в понимании бизнеса» Как с этим быть? Мы хотим понять, где грань, разделяющая EMBA и DBA.

Александр Гапоненко: Достаточно редко можно встретить тех слушателей, которые после МВА идут на ту же программу, только ориентированную на несколько другой состав участников, то есть ЕМВА. Программа DBA ориентирована на тех руководителей, которые уже имеют MBA или EMBA, при этом хотят переосмыслить собственные подходы и собственную практику с помощью высококлассных экспертов и коучей, на основе переосмысления написать собственную докторскую диссертацию, стать экспертом в той или иной сфере.

Содержание программ DBA в России и на Западе несколько отличается. Во многих университетах и бизнес школах Запада программа DBA больше походит на программу аспирантуры, когда обучающийся проводит академическое исследование, публикует результаты в научных журналах и защищает докторскую диссертацию, удовлетворяющую критериям научной работы. В отечественной практике программы DBA носят более практикоориентированный характер. Диссертации, защищаемые выпускниками программы, не обязаны отвечать стандартным критериям научно-исследовательских работ (научная новизна обязательные публикации результатов исследований в научных журналах из списка ВАК и др.). Они заключают в себе полезное для практики бизнеса решение значимой проблемы менеджмента.

Темы исследований и соответствующих диссертаций, - это темы, связанные с развитием тех бизнесов, которыми они руководят. Те решения, которые они предлагают, имеют практической значение не только для конкретного предприятия, но и для других аналогичных предприятий и организаций.

Юрий Тазов: Можно ли привести примеры таких диссертаций? Они наверняка не являются закрытыми, если полезные решения, которые в них предлагаются, могут использовать другие?

Александр Гапоненко: Недавно параллельно с обучением на программе DBA в ИБДА РАНХиГС слушатель программы Александр Ященко успешно защитил научную докторскую диссертацию «Организационно-экономическая трансформация взаимодействия электроэнергетики и экономики». У автора - более 50 научных публикаций.

На программе DBA в ИБДА РАНХиГС сложилась добрая традиция публикации выдающихся диссертаций. В качестве примеров можно привести книгу Федора Бражникова «Многофакторное формирование стоимости компании», книгу Евгения Клочкова «Идеология: могущество смыслов», книги Алексея Ситникова «Кармалоджик» и «Кармамаджик». Е. Клочков и А. Ситников - известные спикеры как программы DBA, так и других программ и форумов.

Юрий Тазов: Я правильно понял: диссертации публикуются только выдающиеся? Тогда каковы критерии отнесения диссертации к выдающейся?

Александр Гапоненко: Публикуются не диссертации, а книги на основе диссертации. Комиссия, которая рассматривает на защите выпускные работы в виде диссертаций, даёт рекомендации и предлагает авторам подумать о том, чтобы в том или другом виде опубликовать свои результаты. Но в любом случае основные результаты в виде автореферата публикуются на сайте нашей программы.

Юрий Тазов: В одном из Ваших интервью я прочитал: «Мы не предлагаем ни одной группе, ни одному потоку жесткую программу: у вас будет такой предмет для изучения на первом году обучения, а в третьем году у вас будет вот такая тема». Означает ли это, что каждая группа имеет свой собственный учебный план?

Александр Гапоненко: Да, все верно, реальный рабочий план становится гибким и подстраивается под запросы учебной группы.

Юрий Тазов: Какие дисциплины считаются базовыми, а какие добавляются вариативно?

Александр Гапоненко: У нас нет базовых дисциплин, аналогичных дисциплинам учебных программ высшего образования. У нас есть следующие основные модули:

  • внешняя среда бизнеса
  • финансовые технологии руководителя
  • развитие бизнеса: технологии и тренды
  • HR для руководителя
  • деловые коммуникации
  • корпоративная культура и лидерство
  • личностное развитие
  • анализ опыта успешных бизнесов

Если учебная группа считает полезным тот или иной аспект рассмотрения конкретного модуля, то мы включаем соответствующее занятие в программу.

Юрий Тазов: Как происходит "поднастройка" программы под конкретную группу?

Александр Гапоненко: Мы спрашиваем на постоянной основе у слушателей программы о том, что бы они хотели дополнительно узнать, изучить.

Юрий Тазов: Как выглядит один учебный день на программе DBA?

Александр Гапоненко: Стандартный учебный день выглядит следующим образом. Обычно в течение одного дня выступает один спикер, реже - два, один до обеда, а другой - после. Такое расписание дает возможность каждому слушателю программы не только в рамках учебного модуля задать вопросы, но и поговорить со спикером во время перерыва, выяснить детали, и в отдельных случаях договориться о дополнительной консультации.

Источник


(Нет голосов)
Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок