Что такое MBA? Как эта программа образования помогает бизнесу? Какое значение она имеет для карьерного роста? Кто идет учиться на MBA, и какие советы могут дать те, кто уже закончил обучение? Об этом и многом другом Вы можете прочитать в серии статей данного раздела.
Бирюзовые компании еще называют организациями будущего или живыми компаниями. Это успешные предприятия, которые выбрали для себя другую модель работы. Они заменяют менеджмент коучингом и самоуправлением, они ориентируются не на KPI, а на личные задачи и собственные ориентиры. Разберемся с этим явлением.
Многие из нас жаждут получить не просто крутой социальный пакет, а еще и увлекательные задания, ориентиры, шанс расти и реализовывать собственный потенциал. Зачастую традиционные методы организации не работают. Поэтому предприятиям и руководителям приходится подбирать иные решения, чтоб не снизить собственный темп развития. Мир меняется, и меняют его именно крупные компании.
В последнее время интерес к бирюзовым компаниям возродился с публикацией книги Фредерика Лалу "Открывая организации будущего". В ней он рассказал про бирюзовые компании, которые нашли решение подобных проблем. Кстати, а как в России с бирюзовыми компаниями? Есть ли они? Да, безусловно. Различные предприятия используют эту методику в той или иной степени, такие предприятия как "Аскона", "ВкусВилл", "Фабрика Окон", MindBox и Сбербанк (на опыте некоторых отделений).
Рассказываем про бирюзовые компании подробнее.
Откуда взялся термин? В Америке в 1966 году психолог Клэр Грэйвз рассказал о спиральной динамике. Спиральная динамика выражается в своеобразной лесенке, по которой каждый из нас поднимается по ходу собственного роста. Каждая ступень была окрашена своим цветом.
Спустя полвека Фредерик Лалу перенес цветовую градацию на бизнес, отыскав компании, чьи результаты поражают. Если вкратце, то Фредерик Лалу отобрал предприятия с хорошим материальным отчетом и удивительными скачками роста, которые получили все это благодаря собственной модели управления — работники получали больше воли и ответственности и принимали решения самостоятельно. Именно эти предприятия Лалу обозначил как бирюзовые.
Чем отличаются бирюзовые организации.
1. Самоорганизация
Классические организации организованы по принципу пирамиды. Есть директоры (один или несколько), есть замы и высшая ступень менеджмента, у каждого руководителя есть свой коллектив, который ему подчиняется. Чаще всего такая иерархия требует множества бюрократических процедур, очень сложно организовать коммуникацию между отделами. В бирюзовых компаниях все иначе — вместо "пирамиды" используется "сетка" с распределенной структурой, которая уравнивает в правах разных сотрудников, и позволяет им легко объединяться в команды.
2. Эволюционная цель
Как в классических компаниях осуществляется развитие? Высшее звено руководства определяет цель, которую необходимо достичь. В бирюзовых компаниях вместо острой цели принимается миссия. Разделение этой миссии позволяет всем сотрудникам быть на одной волне. Миссия компании эволюционирует по мере развития компании, и все сотрудники сверяются с этой миссией, когда принимают то или иное решение.
3. Целостность
В классических компаниях все строго регламентировано, и каждый сотрудник должен соответствовать занимаемой должности и соответствующей должностной инструкции. В бирюзовой компании все сотрудники воспринимаются как личности, а должностная инструкция видоизменяется и развивается под конкретного человека.
А с чего начать владельцу компании, который проникся бирюзовыми принципами? Для начала, конечно, изучить матчасть. Начать лучше всего с книги Фредерика Лалу.
Купить бумажную или электронную версию книги "Открывая организации будущего" Фредерика Лалу
Чем поможет книга?
Это увлекательная и инновационная методика, которая поможет понять, почему компания — не просто коллектив, а действительно живой организм, как эволюционирует предприятие, и как исторически складывался подход к организации труда (с древних времен и до наших дней). Также Фредерик Лалу в своей книге дает массу практических советов и рассказывает о том, как начать внедрять различные аспекты бирюзовых компаний уже сегодня. Это совершенно не означает, что вы должны бросить существующий устой, и разрушить рабочую систему, вовсе нет. Так поступать не следует — к этому не готовы ни вы, ни ваши сотрудники. Подобные изменения должны проходить мягко и естественно, и во второй — практической части книги Фредерик рассказывает, как именно нужно переходить на новый стиль управления.
Окей, а что еще?
Еще имеет смысл посмотреть короткое видео. Вот здесь за четыре с половиной минуты развенчиваются все мифы, которые окружают бирюзовые организации.
Естественно, что любые инновации вызывают страх. Это нормально. Страх как эволюционный инструмент совершенно точно укладывается в понятийное поле Фредерика Лалу. Если компания должна эволюционировать, то вполне логично, что абсолютно все эволюционные механизмы включены, и страх один из них. Бояться изменений нужно, но не стоит бояться их слишком сильно - всегда лучше пробовать новое, чем опасаться перемен.
Мифы и реальность бирюзовых организаций.
Также рекомендуем пройти тест на "бирюзовость" вашей компании и ознакомиться с руководством для сотрудников компании Valve — это практическое руководство, которое бирюзовая компания выдает своим новым работникам для того, чтоб помочь им внедриться в процесс.
И не стоит забывать о том, что даже "бирюзовый" подход должен быть прежде всего комфортен всем сотрудникам компании, включая и руководящий сектор. Это гибкий инструмент, который дает возможности, а вовсе не жесткий регламент, призванный внести беспорядок в ваши дела.
Следите за каналом @adeptsbiz чтобы быть в курсе бизнес-тенденций.
Читайте также:
- Какие законы и нормы вступили в силу с 1 января 2018 года
- Как написать хороший текст и не умереть от истощения
- Обучение МВА? Реальная польза или диплом на стену?
- Полезные сервисы для стартапа
- Что почитать с пользой для работы и жизни?
(Нет голосов) |