Что такое MBA? Как эта программа образования помогает бизнесу? Какое значение она имеет для карьерного роста? Кто идет учиться на MBA, и какие советы могут дать те, кто уже закончил обучение? Об этом и многом другом Вы можете прочитать в серии статей данного раздела.

18.01.2021

Казалось бы, именно MBA на сегодняшний день наиболее широко известна как программа обучения для руководителей среднего и высшего звена, а также собственников. О преимуществах такого образования сказано уже немало: и о расширении весьма полезных деловых связей, и о выработке стратегического мышления и особого подхода к задачам.

Однако для генерации новых подходов к стратегическим решениям, влияющих на глобальную экономику и развитие бизнес-среды необходим совершенно иной подход и точка обзора, поэтому сегодня мы разбираемся с программами обучения для тех, кто не просто является одним из игроков рынка, а претендует на “высшую лигу”: сегодня мы поговорим о DBA.

В условиях экономической нестабильности, повышающейся конкуренции и снижающегося спроса, как одних из факторов зоны неопределенности, особенно сильным преимуществом становится сервис и нетривиальный подход к ведению бизнеса, анализа и принятия решений.

Рынок во многом вынуждает пересматривать как культуру производства, так и подходы к управлению. Все чаще как ключевые элементы стратегического развития бизнеса рассматриваются неочевидные и даже парадоксальные моменты, например, эмпатия как в клиентском сервисе, так и в бизнес-модели в целом, или образовательные элементы в коммерческих организациях. Уже становится очевидным, что в эпоху стремительных перемен опираться только на классические или ставшие распространенными методы - неоправданный риск и потеря конкурентного преимущества. И именно с этими вопросами помогает работать DBA.

Ключевые отличия DBA от MBA

DBA зачастую интересует статусных руководителей, обладающих огромным багажом управленческой работы, но не имеющих исследовательского опыта. Однако отметим, что DBA - это далеко не только подтверждение статуса. Это особая программа обучения управленцев, ориентированная на собственников бизнеса и управленцев с внушительным опытом (как правило, более 10-20 лет в бизнесе и более 5 лет в управлении), ориентированных на лидерство в своей отрасли, масштабную структуризацию накопленного опыта.

DBA также, как правило, подразумевает наличие MBA-диплома и стремление к исследовательской деятельности в бизнесе - то есть на программу приходят ТОП-управленцы крупнейших бизнесов и государственные служащие, чтобы в дальнейшем создавать актуальные и современные решения для развития бизнеса и экономики в целом, уверенно себя чувствовать в практически любых изменяющихся внешних условиях, вывести свой бизнес на лидирующие позиции и задавать тренды в управлении.

Об отличиях программ можно судить, в том числе и по международным требованиям к аккредитации бизнес-школ. Например, при поступлении на программу учитывается опыт работы на управленческих должностях - и между MBA и DBA он отличается почти вдвое (2-3 года против 5 лет). При этом степень DBA (не сама по себе, а с ее помощью сформированное мировоззрение, инструментарий и структура мышления) открывает возможности перемещения на ТОП-позиции вне зависимости от сферы бизнеса, или же перемещения в государственный сектор.

Также стоит отметить и особенности, касающиеся специализаций. Если MBA в основной своей массе имеют довольно широкий спектр специализаций в зависимости от отрасли или конкретной сферы бизнеса, то DBA в общемировой практике подобных спецификаций не имеет, так как ее цель - научить находить и внедрять новые актуальные инструменты и методы в любой отрасли, уметь универсализировать свой опыт, иными словами, применяется дженералистский подход. Зачастую возможность впитывать и обмениваться лучшими бизнес-практиками дает не только сам состав группы, но и состав преподавателей - как правило, это даже не просто представители различных бизнес-секторов, а лидеры в управлении этих отраслей, имеющие колоссальный опыт (и при этом напомним, что в ходе обучения как на MBA, так и DBA никогда не дается “готовых решений” и догм - важно простимулировать и выработать навык генерации и тестирования решений самим слушателем).

В целом, одно из ключевых отличий между программами - DBA не дает базового управленческого обучения, сам формат общения между слушателями и преподавателями скорее партнерский. Зачастую они выступают скорее как модераторы дискуссий, организаторы процесса обмена знаниями. Сами изучаемые дисциплины, в отличие от программ MBA – это дискуссионные, нерешенные и наиболее актуальные вопросы.

Как происходит выбор темы для докторской работы DBA?

Каждый слушатель на протяжении всей программы обучения параллельно ведет свою исследовательскую работу в наиболее ему интересной сфере бизнеса, в которой преподаватели в ходе индивидуальной работы помогают и направляют.

Тема кандидатской работы всегда индивидуальна - она выбирается совместно слушателем и куратором, исходя прежде всего из интересов и направленности бизнеса слушателя, актуальной бизнес-проблемы, или же инновационных решений, которые впоследствии возможно внедрить. Прежде всего важна не столько научная новизна, сколько практическая применимость и последующий эффект для бизнеса, общества или государственных структур.

Отличия DBA и PhD

Среди зарубежных программ бизнес-обучения очень близко сосуществуют программы как DBA (Doctor of Business Administration), так и PhD (Doctor of Philosophy - условно “кандидат наук”). При этом, если разобраться в их структуре, то станет ясно, что в обеих программах присутствуют как теория, так и практика, обе направлены на изучение как самого бизнеса, так и его инструментов, решение различных бизнес-проблем. Тогда в чем же отличия и для чего нужно именно DBA?

Относительно отличия программ “Доктор делового администрирования” и “Доктор наук” (PhD) следует понимать, что, несмотря на кажущуюся схожесть, их приоритеты различны. В первом случае – это существенный вклад в развитие экономики и управленческой практики, во втором – развитие новых научных направлений и методов решения научных проблем. То есть если DBA - это своеобразный путь “практика > наука > практика”, то PhD - это скорее взгляд на все в первую очередь через призму науки и для пользы науки: “наука > практика > наука”, где практика служит во многом лишь для проверки и подтверждения гипотез. В DBA же наука используется как инструмент извлечения выгод для бизнеса или государственного управления.

То есть цели программ имеют существенные отличия, и если мы говорим о бизнес-целях, то выбор однозначно должен быть сделан в сторону DBA:

222.png

Какие компетенции получает выпускник DBA и что это дает в реальности?

Понятно, что сам по себе диплом не может стать волшебной палочкой, и реальное воздействие на бизнес оказывают те личностные изменения, которые удается пройти во время обучения. Многие отмечают достижение высокого уровня “эмоционального интеллекта” (которому совершенно заслуженно в последнее время уделяется так много внимания), а также появляется возможность в ходе исследований выстраивать бизнес-стратегию на межотраслевом, межрегиональном и нередко международном уровне. И это зачастую приносит свои плоды не только конкретному бизнесу, но и экономике и развитию регионов в целом.

Также учитывая, что ключевой “портрет” - собственники бизнеса, не менее важным становится улучшение навыков создания команды управленцев высшего звена с эффективным партнерством и прозрачным взаимопониманием.

Практически во всех сферах экономики происходят и будут происходить изменения, которые влекут за собой ряд проблем и актуальных задач, и не бывает “шаблонов решения” для всех ситуаций, а потому как никогда важно умение принимать эффективные решения в нестандартных ситуациях, в условиях большой неопределенности и риска, прогнозировать как экономические, так и социальные последствия различных сценариев действий.

Но что DBA дает в реальности?

Если, говоря о MBA, все привыкли держать в голове планы о вертикальном продвижении или выходе в “свободное плавание” из найма в собственный бизнес, то в перспективах DBA речь идет несколько о другом. Так как слушатели - это уже, как правило, состоявшиеся владельцы бизнесов, то результат проявляется не в “вертикали” как таковой, а в открывающихся возможностях диверсификации, делегирования и глобально-стратегическому управлению или же переходу из бизнеса в политику. И не стоит забывать об окружении во время обучения: довольно часто наблюдается развитие новых партнерств и даже крупных альянсов.

Как выбрать бизнес-школу?

Бизнес-образование - весьма важная и не менее щепетильная тема, так как не только дает огромные возможности и новые силы, но и требует внушительных ресурсов от слушателя. И речь идет далеко не только о бюджете на обучение: потребуется время, в каких-то моментах - настойчивость, эмоциональный ресурс… Выбор бизнес-школы - основополагающий шаг, от которого будет зависеть окупаемость этих инвестиций и достижение желаемого эффекта, расширение нетворкинга и личностный рост.

Само по себе наличие DBA среди программ бизнес-школы уже выделяет ее среди прочих, однако как никогда важно сделать верный выбор - он определяет многое. Итак, разберемся, на что стоит обращать внимание и какие параметры проверять:

1. Аккредитации

Первое, как ни банально будет звучать, но обращайте внимание на то, есть ли международная аккредитация и какая именно, как давно она присвоена и актуальна ли. Котируется ли эта аккредитация, какую ценность имеет.

Например, ИБДА РАНХиГС, реализующая среди прочих программ бизнес-образования и программу DBA, - единственная бизнес-школа в России, которая имеет наиболее престижную международную аккредитацию AACSB.

2. Отзывы реальных выпускников

Идеально - при возможности пообщаться с ними лично, однако в современном мире можно получить такую информацию и “не выходя из кабинета”. Это даст как более детальное представление о предстоящем обучении, его формате и интенсивности, но что самое важное - получил ли человек то, что хотел? Что ему дало обучение, готов ли он рекомендовать его вам? Это даст вам больше уверенности в выборе.

3. Программа и преподавательский состав

Обратить внимание, кто в составе преподавателей, какие именно дисциплины будут вестись, в каком формате. В хорошей бизнес-школе в составе преподавателей, менторов и коучей будут действующие практики, известные лица в мире бизнеса и политики.

4. Рейтинги бизнес-школы

Причем важно не просто наличие “в каком-нибудь” рейтинге, а в уважаемых профильных ресурсах - например, “Народный рейтинг бизнес-школ России“ mba.su - для отбора участников и дальнейшего выстраивания рейтинга производится реальный опрос выпускников по ряду критериев. Также обратите внимание, сколько лет подряд конкретная бизнес-школа участвует в рейтинге и на ее динамику: имеет место быть падение результатов или школа стабильно держит первенство, и т.д.

5. Как давно сама школа предлагает бизнес-обучение?

Если DBA-программы в России существуют относительно недавно, то отечественная MBA насчитывает уже третий десяток лет, и очевидно, что бизнес-программы будут, безусловно, полезными у школ-первооткрывателей, имеющих максимальный опыт, наиболее широкие связи как в бизнес-сообществе, так и с партнерами-университетами по всему миру, а также наиболее сильный состав преподавателей-практиков.

6. Подход самой бизнес-школы к своим программам.

Во время составления личного списка бизнес-школ, которые рассматриваете, обращайте внимание в том числе на такие моменты, как продолжительность обучения и коммуникация с выпускниками.

Рассмотрим вновь ИБДА РАНХиГС: ограничения на продолжительность взаимодействия с бизнес-школой нет - все участники получают эксклюзивное право участия во всех мероприятиях бизнес-школы, а также встречи с коучами и общественными деятелями, участие в конференциях и семинарах. Это позволяет не только обладать наиболее современными (вернее будет даже сказать “только зарождающимися” для остальных) методами управления на момент выпуска, но и оставаться “на острие”, поддерживая коммуникацию и обмениваясь передовым опытом и появляющимися тенденциями с лидерами бизнеса. А это - важнейший фактор успеха.

Подводя итоги

В условиях все более ускоряющегося мира, рождающихся и изменяющихся тенденций - как технических, так и социальных, и особенно - тенденций в управлении, как никогда важно сохранять конкурентоспособность и удерживать штурвал. В стратегическом управлении крупного бизнеса не обойтись без современных, актуальных внешним условиям методов анализа, принятия решений, стратегического планирования и партнерства.

И именно DBA в хорошей бизнес-школе дает не только подтверждение статуса, а прежде всего “второе дыхание” к вопросам управления, переосмысление колоссального бизнес-опыта, новые инструменты для генерации решений в любых условиях (в том числе и способы создания таких инструментов), и что немаловажно - новые полезные знакомства, нередко приводящие к межрегиональным и международным альянсам, к продуктивному сотрудничеству бизнеса и государства.

При этом важно обстоятельно подойти к вопросу выбора достойной бизнес-школы, так как все эти инструменты не появятся просто так - предстоит ряд обширных блоков работы над собой и бизнесом, ведь DBA не дает готовых решений, суть хорошего DBA - по большей части качественный менторинг. Обращайте внимание на престижность аккредитаций (особенно на наличие AACSB), на состав менторов и их участие в бизнес-среде, а также учитывайте место и продолжительность нахождения конкретной школы в котируемых рейтингах, принимающих во внимание прежде всего реальные отзывы выпускников. И при должном старании реальность превзойдет ожидания!


(Нет голосов)
Подобрать программуБыстрый и легкий подбор программыОбратный звонокЗадать вопросEnglish version
Меню
Закрыть
Обратный звонок