Что такое MBA? Как эта программа образования помогает бизнесу? Какое значение она имеет для карьерного роста? Кто идет учиться на MBA, и какие советы могут дать те, кто уже закончил обучение? Об этом и многом другом Вы можете прочитать в серии статей данного раздела.
Одним из главных преимуществ хорошего руководителя и менеджера называют стратегическое мышление. Эта строчка упоминается в резюме кандидатов в управленческий состав чуть ли не так же часто, как стрессоустойчивость в начальном звене. Практически все бизнес-школы гордо акцентируют внимание на развитии стратегического мышления у своих студентов. Как это работает?
Управленец ежедневно сталкивается с необходимостью принимать решения, и постепенно эти решения складываются в некоторый путь. Одни идут к успеху (и ведут туда своих сотрудников, компанию и клиентов), другие приходят к поражению. Конечно, поражения встречаются и на успешном пути, но есть некоторая разница. Если в самом начале управленец знает, что в определенный момент ему придется пожертвовать чем-то – тогда это стратегия. А когда решение принимается по факту, то это уже ближе к оправданиям.
Разбираемся в стратегическом мышлении
Решения ведут к действиям, некоторая часть действий дает нужный результат. Традиционно решения делят на тактические (те, что принимаются в силу обстоятельств), и стратегические (их принимают независимо от условий). Начальный уровень мышления настоящего стратега начинается с умения отделять динамику внешней среды от длительной перспективы, и выстраивать внешнюю среду в угоду долгосрочным целям.
Тактические решения попросту отражают внешние воздействия.
- Когда компания под давлением кризиса снижает отпускную стоимость продукции – это тактика.
- Когда, невзирая на кризисы, компания выпускает новую модель продукта и сегментирует её как люксовую, потому что это соответствует планам – это стратегия.
Другой важный аспект стратегического мышления заключается в умении соотносить действия, решения и события не с условиями конкуренции или внешними обстоятельствами, а с собственными представлениями о мире и его правилах.
- Когда новый продукт выходит в среднем ценовом сегменте конкурентов – это тактика.
- Когда стоимость продукта соответствует его качеству в представлении создателя – это стратегия.
Стоимость продукции Apple высока не просто так. Конечно, создатели могли бы снизить розничную цену на телефон (и как показывает история, предпринимали несколько раз такие попытки, выпуская "облегченные" версии), но тогда пострадало бы качество. В их представлении качество оправдывает высокую стоимость, и это как раз проявление стратегического мышления.
И еще один важный аспект стратегического мышления, который неочевиден – умение позитивно воспринимать события. Никто не любит негатив, и топ-менеджеры в том числе. Негативные события требуют поиска источников, чувства вины, наказаний и прочей регуляции. Это все, конечно, нужно. Но помимо этого также нужно уметь переключаться в позитивное, созидательное восприятие.
- Кризис в стране? Возможность найти новые рынки.
- Засилье коррупции? Возможность повысить уровень порядочности чиновников.
- Ошибка подчиненного? Он сейчас только что стал гораздо умнее и опытнее.
Можно ли развить стратегическое мышление? Безусловно, и бизнес-школы этим занимаются (каждая программа подразумевает развитие стратегического мышления). Для этого нужно лишь постоянно показывать разницу в мышлении и обеспечивать слушателя теми самыми возможностями, которые он должен учиться видеть.
Читайте также:
- Что дает MBA в сфере информационных технологий
- Топ-5 игр для успешных бизнесменов
- Программы с уклоном: MBA для конкретных задач
- Технология успеха: как сценарист помогает брендам
- Почему бизнес-школы меняют программу?
(Нет голосов) |