Состояние дел в мировой и российской экономике бросает серьезный вызов бизнес-школам. В последнее десятилетие наблюдается появление и исчезновение целых индустрий. Некоторые сферы деятельности, целые отрасли должны были достаточно быстро полностью измениться или стать банкротами. До неузнаваемости преобразились телефонные и брокерские компании, книготорговля и газетная индустрия, турагентства и ретейл. Сейчас во всем мире брошен серьезный вызов бизнес-образованию. Если оно вовремя не изменится, его ждет та же участь. Бизнес-школы нового поколения должны научиться готовить таких лидеров, которые в новой реальности будут чувствовать себя комфортно и смогут эффективно работать.
Бизнес-школы должны измениться
Ответственность и возможности бизнес-школ никогда еще не были так велики. Сейчас в их силах стать тем островком востребованных знаний, который сможет взрастить эффективных руководителей будущего, которые будут способны выстоять в кризисные времена.
Основными характеристиками бизнеса и мировой экономики стали турбулентность и нестабильность. Чтобы динамично двигаться вперед, следует понимать, что кризис – это не краткосрочное явление. Он пришел и останется здесь долгое время в тех изменениях, которые он принес с собой.
Только сильным лидерам по плечу управлять в условиях перемен. Потому бизнес-школам необходимо заняться их воспитанием. Они должны адаптироваться в новой реальности, подготовить новые программы, обновить свои учебные планы. Гибкость должна стать основной стратегией каждой бизнес-школы, которая хочет выжить и работать дальше.
Важные качества программ в условиях новой реальности
Бизнес-школы нового поколения должны заниматься:
- развитием индивидуальности, личности, лидерских качеств каждого управленца;
- воспитанием преобразователей, способных самостоятельно принимать решения, а не обычных администраторов. Здесь очень важен живой опыт, а не простое заучивание умных рекомендаций;
- переориентированием слушателей с привычного для MBA осмысления кейсов от преподавателей на проживание каждой поставленной бизнес-задачи, полученных результатов, исследований собственного бизнеса;
- сочетанием теории и практики в программах MBA по принципу золотого сечения: на треть теории должно приходиться две трети практики;
- внедрением новых принципов обучения. Например, изучать не только истории успеха, но и не менее интересные и поучительные описания провалов;
- изменением форм обучения: больше внимания необходимо уделить дистанционным программам, поменять соотношение курсов обязательных и необязательных;
- обучением по-новому. Нужно включить в программы образовательные элементы, которые будут позволять слушателям MBA критически оценивать услышанное, высказывать сомнения;
- пересмотром длительности российских программ MBA с учетом мировой тенденции к сокращению продолжительности обучения и роста популярности в западных странах годичного срока;
- обучением слушателей современным инструментам менеджмента, но изменением формы их совместной деятельности. Слушатели должны учиться работать как в обычных группах, так и в коллективах со сложной структурой.
Таким образом, MBA должен научить выходить за границы привычной деятельности. Это позволит руководителям мыслить по-новому. В противном случае управленцы будут оперировать устаревшими категориями.
Читайте также: